воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Праздник

Вербное воскресенье
За неделю до Светлого Пасхального воскресенья православные христиане украшают свой дом веточками вербы, ветлы, ивы в знак памяти о пальмовых ветвях, которыми был устлан путь Христа, входящего в Иерусалим. Издавна этот день на Руси носит название Вербного воскресенья.
На столах главенствовали праздничные пироги – рыбники, а в сибирских городах и деревнях – икра. Несмотря на то, что праздник приходится на последнюю неделю Великого поста, в этот день даже самым строгим приверженцам христианской веры позволительно есть рыбу и пить вино. Ведь вся последующая Страстная неделя проходит для них в неуклонном посте и молитвах.
Церковное название этого праздника звучит как «Вход Господень в Иерусалим», и каждый истово верующий хорошо знаком с этим этапом жизни Христа.
Истоки празднования Вербного воскресенья
Как гласит Евангелие от Матфея, Иисус после чудесного воскрешения Лазаря решил войти в Иерусалим, подобно предку своему, царю Давиду. Увидев, как он спускается с Елеонской горы, народ стал приветствовать его возгласами «Благословен грядущий во имя Господа сын Давидов!» и устилать его путь пальмовыми ветвями. Так в Иерусалиме встречали лишь особо важных персон.
Почет и уважение, оказанные горожанами Христу, вызвали негодование и даже страх фарисеев, которые не замедлили обвинить Иисуса в покушении на власть римского кесаря и подстрекательстве к восстанию. И, тем не менее, в тот знаменательный день верующие жители Иерусалима с самыми чистыми помыслами раскрыли свои сердца перед богом. В память об их чистосердечном порыве христиане всего мира за неделю до Пасхи используют в церковных ритуалах ветви деревьев. На Руси роль их исполняет верба – кустарник, который первым пробуждается от зимней спячки под лучами весеннего солнца.
Накануне праздника в храмах Иерусалима проходит всенощное бдение, во время которого верующие как бы встречают Христа, входящего в город, и приветствуют его ветвями, цветами и свечами, которые держат в руках. Под утро читается особая молитва и ветви окропляются святой водой. У праздника два значения: символизация признания миссии Иисуса Христа на земле и прообраз входа в Рай сына человеческого. Вербное (пальмовое) воскресенье отмечается не только православными, но и католиками, и значительной частью протестантов.
Обычаи Вербного воскресенья на Руси
Вербное воскресенье В допетровскую эпоху этот праздник отмечался с особой пышностью и крестным ходом во многих русских городах, в частности, в Москве, Ростове, Астрахани, Казани, Новгороде. В Москве в Китай-городе и по берегам реки Неглинки обильно росла верба, за которой в преддверии праздника приходил народ. И лишь в 1697 г. Петр Первый отменил своими царским указом пышные празднества в честь Вербного воскресенья. Но никакой указ не мог отменить идею милосердия и человеколюбия, которая осталась жить в сердцах людей.
Испокон века православные в ночь на Вербное воскресенье ходили в церковь, стояли службу, освящали ветки вербы. Вернувшись домой, они слегка хлестали ими детей, приговаривая при этом «Не я бью, верба бьет!». Считалось, что данный обряд обладает силой, очищающей от порчи, болезней, злых духов. Точно так же поступали и со взрослыми людьми, проспавшими заутреню. Да и в целом, побить друг друга вербой в этот день считалось полезным. Почки освященной вербы проглатывали, чтобы избавить себя от недугов.
Нередко благочестивые прихожане беспокоились о том, попали ли капли святой воды на принесенные ими веточки вербы и просили священника вновь окропить их. Но нужно понимать, что главный смысл каждения верб состоит в освещении их Благодатью Духа Святого, поэтому любые волнения являются беспочвенными.
Ветки, принесенные из церкви, хранили в переднем углу избы, за иконами. Когда весна целиком и полностью вступала в свои права, скот выгоняли со двора на пастбище именно вербой, ветки которой потом также использовали в различных обрядах. Считалось, что:
Верба, брошенная против ветра, убережет от непогоды, стихийных бедствий, засух, наводнений;
Ветки вербы, если воткнуть их на поле, обеспечат богатый урожай;
Букет вербы под стрехой крыши защитит дом и его обитателей от любых невзгод;
Многие хранили освященную вербу на случай пожара; считалось, что ветки этого кустарника, брошенные в огонь, помогают усмирить огненную стихию;
Во время грозы ветки вербы клали на подоконник в надежде, что в дом не ударит молния;
Ветки этого растения подвешивали на скотном дворе, веря в то, что они помогают предотвратить болезни и падеж скота;
Вербу несли и на кладбище, втыкали на могилах усопших, желая их душам покоя в загробном мире.
Сережки цветущей вербы запекали в хлеб, добавляли в воду, в которой купали больных детей. Считалось, что эти действия способствуют выздоровлению и благополучию.
Одной из традиций было проведение т.н. вербных базаров в честь этого праздника. На эти ярмарки люди прибывали, как правило, с детьми, поскольку ассортимент товаров был тоже праздничным, с преобладанием подарков, сувениров, детских игрушек, всевозможных сладостей. Повсеместно продавались готовые пучки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками, которые так и назывались – вербные херувимы.
Народные приметы, связанные с Вербным воскресеньем
Издревле простой народ приписывал вербе магическую силу. Так было и в дохристианские, языческие времена, а с появлением православия вера в сверхъестественную силу этого растения только усилилась. Считалось, что если женщина, которая никак не может зачать ребенка, съест почки освященного растения в Вербное воскресенье, то вскорости благополучно забеременеет. Девушку на выданье должны были похлестать вербой как можно большее количество родственников, чтобы она скорее вышла замуж. Люди, страдающие природной робостью и трусостью, должны были по возвращению из церкви вбить в стену своего дома колышек вербы, окропленной святой водой. Верили, что это позволит трусу стать храбрецом.
Многие приметы были связаны с погодой и видами на будущий урожай. Так, до сих пор существует поверье, гласящее, что если на Вербное воскресенье ударит мороз, яровые хорошо уродятся. Направление ветра, дующего в этот праздничный день, будет преобладающим на протяжении всего лета. На Вербной неделе ничего не сеяли и не занимались полевыми работами. Считалось, что посеянное в этот период окажется лыковатым, как сама верба, горьким, не пригодным в пищу.
Вербное воскресенье в разных странах мира
В Италии накануне литургии, посвященной празднику Domenica delle palme (пальмовое воскресенье) возле церквей собираются толпы людей с пальмовыми и оливковыми ветками в руках. Выходит священник и благословляет всех, после чего процессия перемещается в храм.
В Бельгии и Австрии крестьяне устраивают по периметру земельного надела импровизированный частокол из веток ивы и вербы, свяченных в церкви, чтобы защитить будущий урожай от любых невзгод.
В Ватикане в этот день верующие католики собираются на площади Святого Петра и ждут выхода Папы с пальмовой ветвью в руках, которой он приветствует всех присутствующих.
Болгары и македонцы плели венки из вербы и бросали их в реку. Тот, чей венок уплывал дальше всех, считался победителем, «крестным». Остальные – «причастные» - должны были ему во всем угождать.
В Боснии наутро в Вербное воскресенье принято умываться цветами (водой, в которую добавлены почки вербы, сережки ольхи).
Атеисты в разных странах, наряду с верующими, не остаются равнодушными к этому великому празднику. Для них Вербное воскресенье символизирует пробуждение и весеннее обновление природы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий